Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Трудовое воспитание как основа формирования гармоничной личности ребенка

Дата публикации: 22-04-2018

Воспитание трудовых навыков имеет большое значение в формировании физического и нравственного развития ребенка. Труд развивает способность мыслить, оттачивает память, помогает изучить предназначение предметов. Дети, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными в себе, развитыми, крепкими физически.

Трудовое воспитание – это организация трудовой деятельности детей, формирование у них умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирование творчества, инициативы и стремление к достижению более высоких результатов.

Умение трудиться не заложено в человеке природой, этот навык формируется самостоятельно. Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем скорее он научится трудиться. Воспитание трудолюбия лучше начинать в дошкольный период, когда труд необременителен, приносит радость и повышает самооценку ребенка.

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К. Д. Ушинский

В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. С раннего возраста необходимо сформировать у ребенка навыки самообслуживания: умыться и почистить зубки утром и вечером, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте способствует выработке у ребёнка навыка добросовестно и ответственно доводить начатое дело до конца. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых. Поручения со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за своей обувью, одеждой, игрушками, заботиться о домашних питомцах, ему можно поручить поливать цветочки. Интересны для него и такие занятия, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.

К десяти годам ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя часть обязанностей по домашнему труду. Эти обязанности должны быть закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только таким образом возможно превратить физический труд в полезную привычку. Объем обязанностей для каждого ребенка устанавливается индивидуально, в соответствии с его силами и способностями.

Основное внимание в воспитании навыков труда у подростков должно отводиться самообслуживанию — умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке. Неплохо также обучить подростка навыкам ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья), не столько даже в качестве постоянной обязанности, сколько просто для общего ознакомления с процессом. По мере взросления объем и сложность выполняемых обязанностей непременно должны возрастать. И старший подросток должен уже полностью замещать взрослых в случае необходимости (например, болезни или сильной загруженности родителей). Трудовое воспитание очень важно именно на этом этапе, потому что в это время подросток впервые начинает осознавать свои права и обязанности по отношению к другим. Труд — это обязанность, и подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения (как не ждут его и другие члены семьи, выполняя свою часть работ по дому).

Процесс труда дисциплинирует и развивает в детях чувство ответственности за себя и свои действия. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда. Поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.

В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет тон, которым предъявляются требования к выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращения следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации. Просьба — показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.

Дети осваивают навыки труда на примере взрослых, подражая им, перенимая их опыт. Пример взрослого человека действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Дружественная, трудовая атмосфера в семье, примеры сознательного отношения родителей к труду, их любовь к своей профессии — это факторы правильного трудового воспитания детей. У них вырабатывается сознание того, что им необходимо работать, принимая посильное участие в труде взрослых. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней, дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.

Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Но самое главное — он должен испытывать радость от труда. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни и всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

Список использованной литературы:

  1. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.
  2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.
  3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.

Ведущий специалист, методист отдела по работе с приемными семьями: Ю.М. Шевцова