Трудовое воспитание как основа формирования гармоничной личности ребенка
Воспитание трудовых навыков имеет большое значение в формировании физического и нравственного развития ребенка. Труд развивает способность мыслить, оттачивает память, помогает изучить предназначение предметов. Дети, осваивая разные виды труда, постепенно становятся более уверенными в себе, развитыми, крепкими физически.
Трудовое воспитание – это организация трудовой деятельности детей, формирование у них умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирование творчества, инициативы и стремление к достижению более высоких результатов.
Умение трудиться не заложено в человеке природой, этот навык формируется самостоятельно. Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем скорее он научится трудиться. Воспитание трудолюбия лучше начинать в дошкольный период, когда труд необременителен, приносит радость и повышает самооценку ребенка.
Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.
К. Д. Ушинский>
В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. С раннего возраста необходимо сформировать у ребенка навыки самообслуживания: умыться и почистить зубки утром и вечером, прибрать свою кроватку, самостоятельно одеться, раздеться, навести порядок в своих игрушках. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте способствует выработке у ребёнка навыка добросовестно и ответственно доводить начатое дело до конца. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или застилать утром свою постель, они будут делать это без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых. Поручения со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за своей обувью, одеждой, игрушками, заботиться о домашних питомцах, ему можно поручить поливать цветочки. Интересны для него и такие занятия, как выращивание лука или зелени в баночке на окне, наблюдение и уход за растениями, проросшими из семян.
К десяти годам ребенок уже достаточно умен и достаточно физически развит, чтобы выполнять не только простейшие действия по самообслуживанию, но и принять на себя часть обязанностей по домашнему труду. Эти обязанности должны быть закреплены за ним, и за их выполнением следует следить не менее тщательно, чем за выполнением уроков. Только таким образом возможно превратить физический труд в полезную привычку. Объем обязанностей для каждого ребенка устанавливается индивидуально, в соответствии с его силами и способностями.
Основное внимание в воспитании навыков труда у подростков должно отводиться самообслуживанию — умению без помощи взрослых поддерживать себя, свое рабочее место и свои вещи в порядке. Неплохо также обучить подростка навыкам ручной стирки вещей (как минимум, нижнего белья), не столько даже в качестве постоянной обязанности, сколько просто для общего ознакомления с процессом. По мере взросления объем и сложность выполняемых обязанностей непременно должны возрастать. И старший подросток должен уже полностью замещать взрослых в случае необходимости (например, болезни или сильной загруженности родителей). Трудовое воспитание очень важно именно на этом этапе, потому что в это время подросток впервые начинает осознавать свои права и обязанности по отношению к другим. Труд — это обязанность, и подросток должен выполнять ее самостоятельно, без принуждения извне, и не ожидая вознаграждения (как не ждут его и другие члены семьи, выполняя свою часть работ по дому).
Процесс труда дисциплинирует и развивает в детях чувство ответственности за себя и свои действия. Очень важно, чтобы ребенок видел результаты своего труда. Поэтому каждое поручение должно приводить к полезным, осязаемым результатам. Непосильная, а также нецелесообразная, бесполезная работа отрицательно влияет на детей.
В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет тон, которым предъявляются требования к выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращения следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации. Просьба — показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно.
Дети осваивают навыки труда на примере взрослых, подражая им, перенимая их опыт. Пример взрослого человека действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Дружественная, трудовая атмосфера в семье, примеры сознательного отношения родителей к труду, их любовь к своей профессии — это факторы правильного трудового воспитания детей. У них вырабатывается сознание того, что им необходимо работать, принимая посильное участие в труде взрослых. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней, дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.
Чтобы ребенок стал трудолюбивым, его надо воспитывать. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится быстро и точно выполнять порученное дело. Но самое главное — он должен испытывать радость от труда. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни и всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.
Список использованной литературы:
- Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО –Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. – 96с.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.
- Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 576 с.
Ведущий специалист, методист отдела по работе с приемными семьями: Ю.М. Шевцова