Стиль родительского воспитания – это своего рода, сложившийся уклад жизни семьи
От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и, в целом, – общее развитие ребёнка.
Все родители желают счастья своим детям, но каждый взрослый выбирает собственную стратегию, стиль воспитания ребёнка, наиболее правильные по его мнению.
Стиль воспитательных отношений: «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ»
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Роль ребёнка в семье: «Равноправный член коллектива»
Особенности воспитания:
- Учёт возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребёнка;
- Равноправие;
- Взаимная забота и ответственность;
- Поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера: Доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Стиль воспитательных отношений: «АВТОРИТАРНЫЙ»
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребёнка в семье: «ужасный ребёнок, мучитель, козёл отпущения, Золушка, паинька»
Особенности воспитания:
- Ограничение свободы выбора, самостоятельности;
- Высокие требования;
- Игнорирование нужд, желаний, потребностей дитя;
- Много обязанностей;
- Отсутствие поддержки;
- Жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- Жестокое обращение;
- Деспотизм, тирания;
- Эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера: Чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, лживость, подобострастие, угодничество, пессимизм, бунтарство, демонстративность, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Стиль воспитательных отношений: «ГИПЕРОПЕКА»
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Роль ребёнка в семье: «кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький»
Особенности воспитания:
- Удовлетворение прихотей;
- Покровительство;
- Освобождение от трудностей и непрятных обязанностей;
- Преувеличение талантов и способностей;
- Слабо или совсем не регламентируется поведение.
Формирующиеся черты характера: Эгоизм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жестокость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Стиль воспитательных отношений: «ГИПЕРОПЕКА» (равнодушие, безнадзорность)
Девиз воспитания:«ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Роль ребёнка в семье: «козёл отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья»
Особенности воспитания:
- Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- Игнорирование потребностей, нужд, желаний, интересов ребёнка;
- Эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- Попустительство в сфере контроля за поведением;
- Вседозволенность;
- Упрёки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера: Самостоятельность, склонность к ассоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование и т.д.
Анкетирование родителей
С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырёх вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
Вопрос 1: Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом, врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
Вопрос 2: Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
Вопрос 3: Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
Вопрос 4: Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Вопрос 5: Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
Вопрос 6: Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
Вопрос 7: Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Вопрос 8: Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
Вопрос 9: Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
Вопрос 10: Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Как найти золотую середину?
- Любить и принимать ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким бы вы хотели его видеть;
- Стараться больше времени проводить с ребёнком, общаться с ним, уметь выслушивать;
- Признавать и уважать его чувства и позволять выражать их;
- Критично относиться к своим ошибкам;
- Прислушиваться к ребёнку и показывать, что его мнение ценится (это не значит постоянно с ним соглашаться);
- Понимать, что плохое поведение – это не значит, что ребёнок плохой;
- Демонстрировать, что, хотя вам и не нравится определенное поведение, вы все равно его любите;
- Помогать вашему ребенку решать проблемы, но не делать это вместо него;
- Хвалить ребенка за его достижения и уметь правильно применять наказание;
- Развивать потенциал ребенка и помогать ему развивать навыки, обнаруживать склонности и наполнять копилку положительной самооценки;
- Не подавляющий, а инструктивный контроль (может быть ты сделаешь так, как я предложу?).
Ребёнок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя…
Ш.Л. Амонашвили
РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!
- Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
- Если ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Если ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМО:
- 5 объятий – для выживания
- 10 объятий- для поддержки
- 15 объятий – для роста и развития
ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЛЮБВИ!!!