Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Девиантное поведение ребенка

Дата публикации: 22-04-2018

Причины девиантного поведения:

  • несовершенство человеческой природы и тяга к чрезмерному удовлетворению своих желаний. Автор этой теории З. Фрейд;
  • биологические и психологические особенности. Основоположником этой теории является Ломброзо, который установил, что по своему биологическому складу люди предрасположены к определенным типам в поведении. И, соответственно, определенные черты личности предопределяют совершаемые ей различные отклонения от нормы. Именно Ломброзо вывел понятие криминальный тип личности и даже описал, как он должен выглядеть;
  • социальные условия жизни (воспитание, образование). Автором этой теории является американский социолог Мертон;
  • материнская депривация.

Социальные нормы вырабатываются во всех сферах общественной жизни, так как основное их предназначение – регуляция поведения индивидов. Нарушение социальных норм считается отклонением. И вот как раз это отклонение и называется девиация. Само слово «девиация» произошло от латинского «deviatio», что в переводе означает отклонение. Соответственно, девиантное поведение, т.е. отклоняющееся, понимается в двух смыслах: широком и узком.

Под девиацией в широком смысле слова понимается любое действие, не соответствующее социальным нормам и стереотипам данного общества. Такая девиация может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Соответственно, со знаком «+» – это позитивная девиация, а со знаком «-» – негативная.

Позитивная девиация включает в себя:

  • Самопожертвование – далеко не каждый человек способен пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти другого. Поэтому считается, что это – отклонение от нормы.
  • Сверхтрудолюбие. Существует даже такое понятие как «трудоголик».
  • Героизм – очень близкое понятие к самопожертвованию, потому что человек переступает через свой инстинкт самосохранения и совершает подвиг во имя Родины, во имя спасения другого человека.
  • Обостренное чувство жалости – такие люди обычно жалеют кошек, собак. Они их не только подкармливают, но и берут к себе домой. У них живет, например, 30 кошек или 13 собак.

Негативная девиация включает в себя:

  • терроризм;
  • преступность;
  • предательство;
  • вандализм.

Когда нарушаются правовые нормы, за которые уже следует уголовная ответственность, то речь идет уже не просто о девиантном поведении, а о делинквентном поведении. И, как правило, девиантное поведение и перерастает в делинквентное, т.е. сначала начинаем с мелких нарушений, а потом, к сожалению, если людей никто не останавливает, то это перерастает в преступность.

Что касается девиации в узком смысле слова, то это негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм, такие как:

  • пьянство и алкоголизм;
  • наркомания;
  • проституция;
  • гомосексуализм;
  • бродяжничество и т.д.

Советы родителям гиперактивных детей

Гиперактивность (сверхподвижность) – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Сверхподвижность чаще встречается у детей и подростков, вызывается эмоциями и является признаком слабой нервной системы с быстрым переутомлением.

Именно сверхподвижный ребенок чаще всего совершает побег из детского сада, но не умышленно, а потому, что обнаруживает случайно открытую калитку или щель в заборе. Если в городе не прикрыт по небрежности хотя бы один канализационный люк, сверхподвижный залезет туда, не задумываясь, как он из него выберется. Естественно, львиная доля несчастных случаев происходит именно с ним. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, колупают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг – и он сорвется с места, умчится на край света. Ест он или стоя, или буквально подпрыгивая на стуле. Он весь извертится, даже играя, слушая сказку, глядя на экран телевизора.

Одни из сверхподвижных особенно несносны с утра, другие – к вечеру, и тогда их не уложить спать. Они и в постели куролесят, засыпают, стоя на коленках и локтях, а уснув, сбивают простыню в комок, поскольку беспокойны и во сне.

Одежда и обувь буквально «горят» на сверхподвижном. Шапку, шарф, варежки, а потом и школьный портфель он постоянно теряет.

Сверхподвижный импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчен происшествием, виной которого становится.

Наказания он переносит легко, так как традиционные шлепки, укоры, отказы в просьбах не огорчают его. Он не помнит обиды, не держит зла и, хотя поминутно ссорится, тут же мирится. Правда, иногда он чрезмерно вспыльчив, агрессивен, драчлив, но в таких случаях речь идет о более грубом поражении мозга.

От избытка чувств сверхподвижный не способен говорить спокойно, а кричит, доказывая, оправдываясь, споря. Это самый шумный ребенок из всех. Естественно, он выбирает только шумные и подвижные игры, в которых все сводит к беготне. У него много приятелей, поскольку он общителен, готов безоглядно на любую проказу, не ноет, ушибившись, и никогда не унывает.

И все-таки самая большая беда сверхподвижного – отвлекаемость. Головка у него как флюгер на ветру: то поворот в одну сторону, где что-то ненадолго привлекло внимание, то в другую. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем, ни одно дело до конца не доводит. Новые впечатления ведут его от одного увлечения к другому.

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой. На уроке в школе ему не сосредоточиться: на доску он смотрит урывками, и учительнице не привлечь его внимания, он не слышит ее объяснений, никогда не знает, что задано на дом, при письме пропускает буквы, не дописывает слова и предложения.

Любопытен, но не любознателен. Он на все смотрит, но в результате ничего не видит. Если не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по-настоящему. Поверхностными будут его знания, рассуждения, умозаключения, ибо и в мыслях он бежит, ни на чем не задерживаясь. Его не интересует завтра и даже то, что будет сегодня вечером.

Ни в каком другом случае детская трудность, выраженная в столь вопиющей расторможенности и отвлекаемости, не вызывает так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детских садов и учителей, как в этом. Он способен вывести из терпения самых спокойных и ко всему привычных взрослых, никого так не укоряют, не стыдят, не одергивают, не наказывают. В конце концов его самого убеждают, что ребенка труднее и бестолковее нет на всем белом свете, и в результате такие дети протестно ожесточаются. Ведь у них, пусть и незначительно, но повреждена нервная система: она повышено возбудима. И такие дети склонны к агрессивной реакции на непрестанное одергивание и подавление их активности.

Если сдерживание и подавление постоянны, и ребенка в конце концов убедили, что он «самый плохой», сверхподвижный становится лидером протестных трудных подростков, демонстративно отклоняющихся в поведении, игнорирующих учебу в школе, или может стать неустойчивым, которого несет, как щепку в реке, от беды к беде. Он в таком случае слепо следует за любой подростковой группой в праздном времяпрепровождении.

Итак, в синдроме гиперактивности ведущее – отвлекаемость и расторможенность. Отвлекаемость преодолевают настойчиво и последовательно. С расторможенностью начинают бороться еще до того, как ребенок пошел. И делают это упорно, подчеркнуто прививая «нельзя» и «надо». Родители четко разграничивают целенаправленную активность и бесцельную подвижность.

Сверхподвижному не устоять на месте, ибо таково свойство его нервной системы, но с начала ходьбы, в данном случае с бега, его двигательную активность направляют, организуют. Организация двигательной активности – ключ к обузданию расторможенности. Игра должна быть со смыслом, и тогда бег не бесцелен и превращается в целенаправленную активность. Сверхподвижного вводят в игру со сверстниками, но он невольно заводит на беготню и их. Тогда их всех переключают на быструю сюжетно-ролевую игру со смыслом.

Пусть до изнеможения играет в футбол, хоккей, поскольку эти игры требуют организованности и подчинены цели – поразить ворота. Постановка цели, действия по плану для сверхподвижного буквально спасение – превращение бесцельной сверхподвижности в целенаправленную активность. Спортивная секция с требовательным тренером – благо для него. И его как можно раньше приобщают к спорту. В спорте он реализует чрезмерную энергию, силу, перевозбудимость. Спорт организует, а тренер для сверхподвижного не только педагог, но еще и врач.

Повзрослев, сверхподвижный сам научится стоять на месте, а вот сидеть, когда это надо, следует приучать его с полутора лет. Он устал от беготни, и вы сажаете за стол рядом с собой, занимая делом соответственно возрасту. Он строит, собирает, лепит, рисует. Пусть убедиться, что эти занятия так же интересны, как и подвижная игра. Да, у него быстрые ножки, но у него может быть и быстрый ум. Мысли у него, как уже отмечалось, тоже бегут. И вы продолжаете вводить сверхподвижного в русло целенаправленности, но уже за письменным столом. Он пытается, что-то вспомнив, все-таки вскочить, убежать, но вы непреклонны: «Сиди, доделай до конца». Вначале будет трудно, его придется буквально удерживать. Однако усидчивость в конце концов станет привычкой. Придет время, и он высидит без нареканий 45 минут, а 10 минут перемены ему хватит, чтобы набегаться всласть.

Расторможенность сверхподвижного проявляется и в эмоциях. Его, как и любого ребенка, учат сдержанности, но только строже, настойчивее. Не задергивают упреками и поучениями, а действуют примером, добрым словом, справедливой логикой, внушают и убеждают. Пусть его эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволяемого.

Естественно, их приходится наказывать. Наказание для него – только унылая неподвижность. Его усаживают на диван без всякого дела, без книги, без телевизора, вдали от окна. Он измается, извертится, но ему придется в бездеятельности сидеть на диване до указанного срока. И такое он запомнит.

Если сверхподвижный вначале сделал, а потом подумал, с ним серьезно беседуют, так, чтобы эта беседа надолго сохранилась в его памяти. Взрослым известен решительный разговор как психическая драма, которая приводит к очищающему повороту, оставляет неизгладимый след. Такой же должна быть и беседа с ребенком.

Ну а если ребенку уже пять – шесть лет, а гиперактивность сохраняется? В этом случае усилия по воспитанию внимания удваивают, утраивают. Другого пути нет. Режим, при котором ему не позволяют слоняться без дела, ужесточают, бесцельное времяпрепровождение решительно пресекают, влияние всепрощающих взрослых устраняют. Отец вплотную занимается сыном, мать – дочерью. Усиливается система поощрений и наказаний. Ему запрещают прогулку, общение со сверстниками, не включают телевизор, лишая его долгожданной передачи, пока он не соберет разбросанные игрушки, пока не вымоет чашку или не выполнит домашнее задание.

Он будет торопиться и сделает как-нибудь – его заставят переделать как надо, пусть даже это повторится несколько раз. В семье в таком случае особенно недопустимы разногласия в воспитании. Семья выступает как один человек, требования всех ее членов едины. Естественно, родители обращаются за консультацией к неврологу, тем более что в причинах сверхподвижности следует разобраться в каждом конкретном случае. К первому классу школы гиперактивность (сверхподвижность) должна быть преодолена!