Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

О чем говорят детские рисунки

Дата публикации: 22-04-2018

Все знают, что дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, посмотрев внимательнее на самый обычный рисунок, приемный родитель может увидеть все, что творится в душе ребенка. Потому что рисунок для ребенка – это не только искусство, а прежде всего речь.

Давайте попробуем разобраться.

Доверьтесь своим впечатлениям. Почувствуйте, какое настроение передает рисунок: теплое, приятное или грустное, тревожное. Если впечатления негативные, можно предположить какой-то психологический дискомфорт у ребенка. Однако не стоит пугаться и делать поспешные выводы. Возможно, ребенок кем-то обижен или плохо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно яркие и кратковременные, но они могут оказывать влияние на его творчество.

Обратите внимание на цвет рисунка. Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению. Яркие и сочные оттенки часто указывают на то, что и кого ребенок любит. А персонажей, к которым испытывают негативные эмоции, дети рисуют черным или темно-коричневым цветами. Использование только простого карандаша (при наличии выбора) говорит о том, что в жизни ребенка не хватает ярких красок, положительных эмоций.

Отнеситесь внимательно к расположению рисунка. Уверенные в себе дети располагают рисунок в центре. Изображение в верхней части листа говорит о завышенной самооценке, что обычно характерно для младших детей. «Мелкий» рисунок, находящийся в нижней части листа, подскажет родителю о заниженной самооценке ребенка.

Посмотрите на линии и штриховку рисунка. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей интенсивно штрихуется. В таких случаях можно предположить повышенную тревожность юного художника. Слабый нажим карандаша встречается у детей чувствительных и склонных к быстрому утомлению. Дети, у которых легко меняется настроение, рисуя, часто меняют нажим. Импульсивные дети не доводят линии до конца или наоборот, рисуют размашисто.

Количество элементов и их качество зависят от возраста юного художника, на эти же критерии ориентируются при оценке умственного развития. «Рисунок человека» трехлетнего ребенка в норме выглядит как «единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. К четырем годам ребенок обычно изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками-палочками. На рисунках пятилетних детей появляется голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как волосы, одежда, а руки и ноги изображают двойными линиями.

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить признаки агрессии: большие кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Иногда кажущаяся враждебность, может быть выражением защитной формы поведения ребенка. Взрослым следует разобраться, что является для ребенка источником повышенной эмоциональной опасности.

Внимательные взрослые всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

Рисуйте чаще со своими детьми! И вы узнаете их лучше!

Литература:

  • Берне Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.,2000.
  • Бук Дж. Тест «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ). Проективная психология. М., 2000.
  • Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996.

Чичко Юлия Валерьевна, Черевиченко Дина Валерьевна, ведущие специалисты обособленного подразделения отдела организации работы по развитиюсемейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Чтобы солнце стало другом

Наступают яркие солнечные дни, когда все мы стремимся выехать за пределы города. Больше всего этому радуются дети, обожающие весь день находиться на свежем воздухе.
Мы привыкли к солнечному свету с самого детства. Встающее по утрам солнышко помогает нам просыпаться и быть бодрыми. Трудно переоценить значение и пользу солнечного света для подрастающего организма: солнце входит в знаменитую триаду закаливающих факторов (солнце, воздух и вода) и при правильном его использовании может лечить и предупреждать многие заболевания и патологические процессы.

Поговорим о его пользе, правильном пребывании на открытом воздухе и опасностях, связанных с неумеренным приемом солнечных ванн. Чем же так полезно оно для ребенка? Под солнечными лучами в организме детей вырабатывается витамин Д, необходимый для прочности костей. Солнце обладает дезинфицирующим свойством, является мощным антидепрессантом. Кстати, в странах, где солнечных дней в году много, дети и подростки реже страдают депрессиями, и у них практически не возникают суицидальные намерения.

Солнечные лучи полезны только тогда, когда применяются как лекарство: дозировано и строго по правилам. Нельзя забывать, что солнечные ванны – сильнодействующие процедуры и при неумелом использовании могут нанести ребенку вред. Перегревание снижает сопротивляемость детского организма и может спровоцировать расстройство пищеварительной системы, вызвать головокружение, слабость, потерю аппетита, головную боль, сердцебиение, а также заболевания глаз и солнечные ожоги. Последние очень вредны, так как могут повысить температуру тела до 40°С. А длительное нахождение детей на солнце с непокрытой головой может привести к солнечному удару.

Умеренные и дозированные солнечные ванны придают коже малыша приятный бронзовый оттенок, а загар обладает эффектом усиления работы иммунной системы. Но неконтролируемое пребывание на солнце способно резко подавлять иммунитет!

Чтобы защитить ребенка от вредного и опасного для его здоровья излучения, важно неукоснительно соблюдать правила пребывания на солнце.

Вот эти несложные правила.

В первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5-6 мин. Постепенно после появления загара их можно увеличить до 10 мин. Во время прогулки солнечную ванну можно повторить 2-3 раза.

Место отдыха лучше располагать под рассеянным светом в тени деревьев или под тентом. В этом случае ожоги исключены, а меланин все равно будет вырабатываться, окрашивая кожу в приятный золотистый цвет.

Находиться на солнце с ребенком можно только утром и вечером, когда лучи падают не отвесно. Для детей это одно из самых важных правил для загара.

Легкая маечка и трусики необходимы малышу в сильную жару. В случае купания следует приготовить сухую смену белья.

Во время загара нужно надевать на голову ребенка косынку или панамку, чтобы не было теплового удара. А еще лучше широкополую шляпу, которая прикроет и нежную кожу шеи ребенка. Если малыш капризничает и снимает головной убор, можно надеть панамку с тесемками.

Поскольку пребывание на солнце обезвоживает организм, необходимо постоянно предлагать детям воду, сок, морсы.

Рекомендуется использовать специальные средства (крем, лосьон), защищающие кожу от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Находиться под лучами солнца долго вредно даже взрослым, а детям до 5-7 лет, обладающим особой чувствительностью к нему, – опасно для здоровья.

Выполнение этих простых правил поможет вам избежать негативного воздействия солнечных лучей и оздоровить вашего ребенка!

Используемые источники:

  1. Артюхова Ю.С. Как закалить свой организм. М.: Медицина, 1999г.

О.Г. Наливкина, ведущий специалист обособленного подразделения отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГБУ КК «Краевой методический центр» в МО Тимашевский р-он