Секреты воспитания детей
Воспитание – процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, страны в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как правильно воспитывать детей и взаимодействовать с ними?
Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели – все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе методов воспитания?
Во-первых, знание психофизиологических особенностей детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.
Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.
В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.
Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово. Оно может быть осуждающим, саркастическим, суровым, холодным, поощрительным, ласковым, подбадривающим. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем. Конечный результат воспитания всегда проявляется в поведении, поступках, деятельности человека. Этим же измеряется и уровень воспитанности.
Ребенок не вырастет добрым, отзывчивым и внимательным, если мы, давая лакомство, не предложим ему поделиться с мамой, братом, другом.
Какими мы стали родителями в значительной степени зависит от того, что мы видели в своей семье. А мать в жизни ребенка играет самую важную роль, откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Привязанность к матери не ограничивается детством, а распространяется практически на все возрастные этапы жизни.
Попробуйте оценить по приведенным критериям модель общения с вашим ребенком. После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили 5 основных типов матерей.
- «Супермама» – стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, однако избегает крайностей. Она любит своего ребенка таким, каков он есть. И если ребенок сталкивается с трудностями, она готова прийти на помощь и все сделать за него. Она не дает самостоятельности своему чаду. «Супермама» воспитает малыша практичным, сообразительным, но в то же время нерешительным.
- «Мама-деспот» – ребенок с утра до вечера занят исполнением ее приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда. Ребенок «мамы-деспота» бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным.
- «Почти мама» – любит свое дитя и принимает его таким, каков он есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично. Ей не хватает способности влиять на умственное развитие своего ребенка. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка. Ребенок «почти мамы» чаще всего задерживается в развитии.
- «Замученная мама» – считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они занимаются сами собой в запущенном доме. Ребенок «замученной мамы» интеллектуально неразвит, не умеет вести себя в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего.
- «Мама-педант» – дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой матерью и ребенком, который, кстати, несмотря на обилие игрушек, остается довольно-таки заурядным и одиноким.
Помните, что основная роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы быть любящим наставником и советчиком.
Обязанности родителей в воспитании ребенка сводятся еще и к тому, что женщина должна заложить в своего сына или дочку такие качества, как доброта, отзывчивость, а отец должен обучить честности, порядочности, выносливости. Сложно переоценить то, что дает полноценная семья растущему ребенку. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей при обучении в школе, общении со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов.
Самый главный секрет воспитания – любовь родителей и принятие ребенка таким, какой он есть. Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым. Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе несовершеннолетнего, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.
Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить «удобного», идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание.
Многие взрослые считают, что они очень загружены на работе, поэтому если они отводят своих детей в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им необходимо, то этого вполне достаточно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Но психологи советуют, если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Несовершеннолетний, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кроватки своего ребенка, поговорить с ним, спросить, как прошел его день, рассказать сказку или почитать книжку. Детям это необходимо.
Любовь к ребенку – это и есть самый большой секрет воспитания.
Список использованной литературы
- Аверченко А.Т. Вопросы воспитания / Энас-книга, 2012 г.
- Вологодская О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!: Центрполиграф, 2012 г.
- Тимошенко Е.А. Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей. / М.: Форум, 2013 г.
- Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие /М.: Дашков и К, 2013 г.
- Электронный режим доступа https://www.psychologies.ru/
Семеютина Светлана Алексеевна, ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевой методический центр»