Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Секреты воспитания детей

Дата публикации: 18-05-2018

Воспитание – процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, страны в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Вот только как правильно воспитывать детей и взаимодействовать с ними?

Существует множество взглядов на эту проблему. Психологи, педагоги, философы, религиозные деятели – все они высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую эти мнения оказывались прямо противоположными. В наше время существует огромное количество противоречивой информации, ориентироваться в которой порой очень непросто. Что же нужно родителям, чтобы не ошибиться в выборе методов воспитания?

Во-первых, знание психофизиологических особенностей детей на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать своего ребёнка, не предъявлять к нему завышенных требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.

Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье? Не секрет, что так или иначе мы повторяем модели поведения своих родителей. Поэтому очень важно понять, что хорошего вы можете взять из традиций своей семьи, а над чем нужно поработать самостоятельно.

В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно. С малых лет в детях необходимо воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки. Так вы сможете вырастить свободную и счастливую личность.

Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово. Оно может быть осуждающим, саркастическим, суровым, холодным, поощрительным, ласковым, подбадривающим. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем. Конечный результат воспитания всегда проявляется в поведении, поступках, деятельности человека. Этим же измеряется и уровень воспитанности.

Ребенок не вырастет добрым, отзывчивым и внимательным, если мы, давая лакомство, не предложим ему поделиться с мамой, братом, другом.

Какими мы стали родителями в значительной степени зависит от того, что мы видели в своей семье. А мать в жизни ребенка играет самую важную роль, откладывает глубокий отпечаток на все сферы его развития, и прежде всего на эмоционально-личностную. Привязанность к матери не ограничивается детством, а распространяется практически на все возрастные этапы жизни.

Попробуйте оценить по приведенным критериям модель общения с вашим ребенком. После многолетних и внимательных исследований поведения женщин в роли матерей ученые выделили 5 основных типов матерей.

  1. «Супермама» – стремится развивать умственные способности ребенка, старается научить его чему-нибудь новому, однако избегает крайностей. Она любит своего ребенка таким, каков он есть. И если ребенок сталкивается с трудностями, она готова прийти на помощь и все сделать за него. Она не дает самостоятельности своему чаду. «Супермама» воспитает малыша практичным, сообразительным, но в то же время нерешительным.
  2. «Мама-деспот» – ребенок с утра до вечера занят исполнением ее приказов и распоряжений. Она вечно недовольна успехами своего чада, желает видеть в нем вундеркинда. Ребенок «мамы-деспота» бывает эрудированным и честолюбивым, однако эмоциональная незрелость делает его робким или даже инфантильным.
  3. «Почти мама» – любит свое дитя и принимает его таким, каков он есть. Но ее поведение бессистемно и хаотично. Ей не хватает способности влиять на умственное развитие своего ребенка. Такой тип матерей обычно пассивно ждет проявления инициативы со стороны ребенка. Ребенок «почти мамы» чаще всего задерживается в развитии.
  4. «Замученная мама» – считает свои повседневные обязанности столь тягостными, что не выделяет времени для детей, которыми обычно занимаются старшие братья и сестры, или они занимаются сами собой в запущенном доме. Ребенок «замученной мамы» интеллектуально неразвит, не умеет вести себя в нетипичной ситуации. Это тип маленького плаксы, часто грустного и потухшего.
  5. «Мама-педант» – дом прекрасно организован, у ребенка есть все, чего душа желает, однако он одинок и большую часть времени проводит наедине с собой. Налицо отсутствие взаимопонимания между такой матерью и ребенком, который, кстати, несмотря на обилие игрушек, остается довольно-таки заурядным и одиноким.

Помните, что основная роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы быть любящим наставником и советчиком.

Обязанности родителей в воспитании ребенка сводятся еще и к тому, что женщина должна заложить в своего сына или дочку такие качества, как доброта, отзывчивость, а отец должен обучить честности, порядочности, выносливости. Сложно переоценить то, что дает полноценная семья растущему ребенку. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей при обучении в школе, общении со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психических проблем и комплексов.

Самый главный секрет воспитания – любовь родителей и принятие ребенка таким, какой он есть. Важно также помнить, что воспитание не должно быть противоречивым. Не следует запрещать ребёнку то, что вы делаете сами или предъявлять к нему прямо противоположные требования (например, мама разрешает, а папа запрещает). Так можно породить внутренний конфликт в душе несовершеннолетнего, что впоследствии нередко выливается в большие психологические проблемы взрослого человека.

Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу молодую копию. Он не будет думать в точности как вы, желать того, чего у вас в своё время не было. Также воспитание не должно ставить цель вырастить «удобного», идеального ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание.

Многие взрослые считают, что они очень загружены на работе, поэтому если они отводят своих детей в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им необходимо, то этого вполне достаточно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Но психологи советуют, если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Несовершеннолетний, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса посидеть у кроватки своего ребенка, поговорить с ним, спросить, как прошел его день, рассказать сказку или почитать книжку. Детям это необходимо.

Любовь к ребенку – это и есть самый большой секрет воспитания.

Список использованной литературы

  1. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания / Энас-книга, 2012 г.
  2. Вологодская О.П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!: Центрполиграф, 2012 г.
  3. Тимошенко Е.А. Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний. Заметки для родителей. / М.: Форум, 2013 г.
  4. Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие /М.: Дашков и К, 2013 г.
  5. Электронный режим доступа https://www.psychologies.ru/

Семеютина Светлана Алексеевна, ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевой методический центр»