Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Сказкотерапия как метод коррекции страхов, фобий у приемных детей

Дата публикации: 21-05-2019

Детские страхи – это проблема, с которой сталкиваются многие родители. По утверждению психологов, существует около 30 разновидностей страха – безобидных, серьезных, а иногда и смешных, по взрослым меркам, которые закрепляясь, превращаются в фобии. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве.

Фобия – это воображаемый страх в настоящем. По сути, под маской фобии скрывается тревога, происходящая из-за эмоциональной зависимости от кого-то, но «на поверхности» она проявляется как типичная фобия.

Важно выделить три главных момента в предупреждении появления детских страхов: никогда не следует пугать ребенка ради послушания, никогда не стыдить его за испытываемый страх, никогда не оставлять одного в незнакомой ему обстановке.

Подверженность ребенка страху ведет к осознанному переживанию страхов, либо к вытеснению их из сознания и ощущению тревоги. В этом случае для ребенка важны поддержка и помощь в преодолении страхов, получаемые в родительской семье, когда родители понимают чувства ребенка и особенности его внутреннего мира. Что же чувствует ребенок, оставшийся без попечения родителей, лишенный заботы, поддержки и любви родной семьи? Чувство беззащитности и неуверенность в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи.

Причины возникновения страхов у детей:

  • психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным непринятием детей;
  • особенности характера и темперамента ребенка;
  • ссоры между родителями;
  • гиперопека родителей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • страхи родителей;
  • отсутствие возможностей для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создаёт проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе.

Как сделать так, чтобы душа ребенка оттаяла, какие найти способы преодоления страхов и как сделать его счастливым и успешным?

Сказкотерапия – самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике. Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Одним из первых сказкотерапевтов можно считать Шахерезаду, которая своими сказками избавляла мужа от нервоза. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку: Е.К. Прудиус «Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники», О. В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми», Дорис Бретт «Истории про Энни», С.П. Лавлинский «Мешок со страхами и другие невероятные истории».

Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.

Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.

Важно понимать, что сказкотерапия не подразумевает проведение нравоучений.

Для коррекции детских страхов можно использовать следующие техники сказкотерапии: рассказывание и сочинение сказки, переписывание сказки, рисование сказки, изготовление кукол, разыгрывание сказки. Некоторые сказки дети готовы слушать несколько раз, переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персонажей. Для чтения отбираются сказки, доступные возрасту, которые читаются через день в течение определенного времени. После знакомства со сказками выбираются те из них, которые представляют наибольший интерес для детей, главное в том, чтобы ребенок сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, т.е. был в его образе и тем самым отреагировал чувство страха перед ним.

Метод «Рассказывание сказки» имеет свои особенности: лучше сказку именно рассказывать, а не читать, так как родитель может наблюдать, что происходит с ребенком в процессе рассказывания сказки. Родитель во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести нужный смысл сказки. Чтобы ребенок заинтересовался сказкой, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки.

Метод «Переписывание сказки (дописывание, сочинение новых сказок и историй)» – переписывая сказку, ребенок или подросток сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. Не всем детям хорошо дается эта техника сказкотерапии. Затруднения возникают в формулировке своих мыслей и отображении их на бумаге.

Метод «Сочинение сказок» – родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, сказку можно сочинять всей семьей, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Вo вpeмя coчинeния иcтopии глaвнoму гepoю присваивается любое другое имя, не похожее на имя ребенка, чтoбы нe нaвязывaть ему гoтoвыe мoдeли пoвeдeния.

Метод «Рисование сказки» – нарисовать, слепить или представить ее в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, тестом, глиной, ребенок воплощает все, что его волнует, свои чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Не стоит обращать внимание на качество изображения, оно не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в работах ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новая работа на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Метод «Изготовление кукол» – можно использовать куклы- марионетки, пальчиковые куклы, куклы теневого театра (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазии). Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно усваивает то, что он может сам управлять своим страхом. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения, что позволяет добиться определенных результатов. Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Метод «Постановка (разыгрывание) сказок» – драматизация или «проигрывание» сказки или ее частей. Здесь не нужны какие-либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку – важный компонент в сказкотерапии. В сказочном образе ребенок может изобразить то, чего он боится. Мoжeт выбpaть ceбe любую poль и нaдeлить cвoeгo пepcoнaжa тaкими кaчecтвaми, кaкими oн зaхoчeт. Этo мoжeт быть и пoлoжитeльный и oтpицaтeльный гepoй, который будет пoхoж нa него, a мoжeт быть и его пoлнoй пpoтивoпoлoжнocтью. Необходимо создать атмосферу для вoзмoжнocти свободно выpaжaть cвoи чyвcтвa и oщyщeния.

Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете: привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли (тогда нужно будет каждый раз обозначать – «теперь я такой-то») или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.п.) в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете «сказочное» пространство: «диван будет морем, стул – горой, коврик – домом».

Использование танцев в сказкотерапии – эта форма направлена на раскрепощение ребенка. Именно в танце ребенок может показать то, что его волнует или пугает.

Один ребенок любит сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, с ним необходимо постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, кто-то любит рисовать. Сочетая различные приемы сказкотерапии, родители дают ребенку ту поддержку, которая ему необходима, помогают прожить сложные ситуации, расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с другими людьми, развивать навыки общения со сверстниками.

Список источников

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». СПб: «Издательство СОЮЗ», 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб: Речь, 2006.
  3. Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников. Самара: ООО “Издательство АСГАРД”, 2016.
  4. Прудиус Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. М.,2006.
  5. https://moluch.ru/archive/102/23241/
  6. http://psihomed.com/skazkoterapiya-dlya-detey/

Ведущий специалист, методист, отдела работы с приемными семьями Е.Н. Коломийчук

Начальник отдела работы с приемными семьями Н.П.Васюк