Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Музыкотерапия как технология инклюзивного процесса

Дата публикации: 17-10-2025

Важную роль в формировании личности ребёнка играет музыка. Музыка влияет на его психику, физиологию, настроение, волю. Именно в детстве закладывается фундамент для культурного и духовного развития человека.

Психологи пришли к выводу, что дети, знакомые с музыкой с самого раннего детства, раньше своих сверстников начинают разговаривать, считать, легче адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды. Вырастая, они способны удачно выстраивать свою карьеру, осваивать иностранные языки.

Кроме того, музыка не только развивает музыкальные способности и вкус, но и обладает терапевтическим эффектом для человека на всех этапах его жизни. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека, на его социальную активность, коммуникативные функции, творческие способности. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».

Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства. Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Древние ученые считали, что в процессе восприятия музыки душа человека очищается.

В наше время музыкотерапия используется в инклюзивном образовательном процессе для коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные исследования российских учёных свидетельствуют о том, что с каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является наиболее актуальным.

Установлено, что по сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон.

Музыкальная терапия – существенная часть не только коррекционного, но и инклюзивного образования, она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, наладить контакт с другими людьми и окружающим миром в целом, что делает их здоровыми и счастливыми.

В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана «Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления». Лазарев М.Л. считает, что музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Источники:

Семеютина С.А., ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации