Музыкотерапия как технология инклюзивного процесса
Важную роль в формировании личности ребёнка играет музыка. Музыка влияет на его психику, физиологию, настроение, волю. Именно в детстве закладывается фундамент для культурного и духовного развития человека.
Психологи пришли к выводу, что дети, знакомые с музыкой с самого раннего детства, раньше своих сверстников начинают разговаривать, считать, легче адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды. Вырастая, они способны удачно выстраивать свою карьеру, осваивать иностранные языки.
Кроме того, музыка не только развивает музыкальные способности и вкус, но и обладает терапевтическим эффектом для человека на всех этапах его жизни. Ученые считают, что музыка в прямом смысле слова, оказывает магическое воздействие на мозг человека, на его социальную активность, коммуникативные функции, творческие способности. В.М. Бехтерев писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».
Благотворное влияние музыки на душу человека заметили еще в древности. В средние века музыку использовали для лечения психологических расстройств и применяли в качестве обезболивающего средства. Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Древние ученые считали, что в процессе восприятия музыки душа человека очищается.
В наше время музыкотерапия используется в инклюзивном образовательном процессе для коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные исследования российских учёных свидетельствуют о том, что с каждым годом в нашей стране увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является наиболее актуальным.
Установлено, что по сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребенка с ЗПР: изменяет его настроение; снижает тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность; повышает психический тонус и эмоциональный фон.
Музыкальная терапия – существенная часть не только коррекционного, но и инклюзивного образования, она увеличивает заинтересованность и обостряет впечатления детей, а также дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, наладить контакт с другими людьми и окружающим миром в целом, что делает их здоровыми и счастливыми.
В 1997 году доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Лазаревым была создана «Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!». В этой программе музыка занимает центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления». Лазарев М.Л. считает, что музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.
Источники:
- «Что такое музыкальная терапия и зачем она нужна» сайт https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-terapiya-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
- «Музыкотерапия в системе инклюзивного образования» сайт https://infourok.ru/muzikoterapiya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-dmsh-1783320.html
- «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности в условиях инклюзивного образования» сайт https://www.maam.ru/detskijsad/-zdorovesberegayuschie-tehnologi-v-muzykalnoi-dejatelnosti-v-uslovijah-inklyuzivnogo-obrazovanija.html
Семеютина С.А., ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации
