Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Дистанционная реабилитация инвалидов

Дата публикации: 01-05-2018

24 сентября 2008 г. Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106), которая является документом, возлагающим на государства-участники обязанность комплексно обеспечивать инвалидам гарантии в различных сферах жизнедеятельности. Одним из принципов Конвенции провозглашается «полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество», что невозможно сделать, не используя новых подходов в процессе реабилитации и социализации данной категории потребителей социальных услуг. Рассмотрим это на примере использования дистанционных технологий в комплексной реабилитации.

Согласно определению, социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

На основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 августа 2016 г. № 436н «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», было утверждено техническое задание пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации, в которую включены дистанционные технологии.

Современная реабилитация требует все более совершенных решений и подходов к лечению и восстановлению инвалидов самых разных категорий и возрастов.

Для тех, у кого нет возможности проходить реабилитацию на базе центра, разработана и внедрена уникальная программа дистанционно контролируемой реабилитации. Инвалид, находясь дома, активно включается в процесс восстановления под онлайн-контролем специалиста, выполняет упражнения на специальных тренажерах и в режиме реального времени поддерживает связь с инструктором.

Такой подход позволяет инвалидам эффективно восстанавливаться, не выходя из дома, в то же время – не чувствовать себя «выключенными» из обычной жизни, находиться в контакте с врачами-неврологами, инструкторами ЛФК, нейропсихологами, получать их профессиональные указания и проходить реабилитацию. Эта концепция может эффективно применяться для проведения реабилитации как взрослых, так и детей.

Но все же доступность данной программы остается под вопросом. С одной стороны, программа дистанционной реабилитации направлена на восстановление всех функциональных способностей инвалида, необходимых для жизни в обществе, с другой стороны, люди с ограниченными возможностями сомневаются в эффективности занятий с помощью камеры, их пугает перспектива настройки дорогостоящего оборудования и отсутствие прямого контакта со своим инструктором. Однако те, кто прошли курс дистанционной реабилитации, отмечают, что они быстро привыкли к такому формату занятий, и он не вызывал у них неудобств.

Следует отметить, что интерес к дистанционной реабилитации растет с каждым днем, так как она не только увеличивает возможности восстановления, но и оказывает влияние на процесс интеграции инвалида. Поэтому данный вид реабилитации становится все более востребованным.

Использованные источники:

  1. ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 (ред. от 07.03.2017).
  2. Конвенция о правах инвалидов (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106).
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 августа 2016 г. № 436н «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».
  4. Сырникова Б.А. Реабилитационное пространство: сущность и содержание / Обзорная информация. – М., 2003.

Главный специалист отдела повышения квалификации М.Н. Нестерова