Трудовые права инвалидов в российской федерации
Определение трудовой занятости инвалидов является, по сути, признанием модели «гражданских прав» и является основой стратегии интеграции в общество в противовес распространенной модели «социального обеспечения» данной категории граждан.
С одной стороны, занятость определяет возможности экономической автономии инвалида, создает ресурсы социального развития и семейного благополучия. С другой стороны – занятость самоценна как функциональная и статусная включенность в систему социально-экономических отношений. Учет двойной семантики занятости является принципиальным при реализации мер, направленных на интеграцию инвалида в сферу труда.
Вот почему государственная программа «Доступная среда» (постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы») предусматривает:
- создание и ведение федерального реестра инвалидов (с функцией обеспечения контроля в электронном виде за реализацией индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) самими инвалидами через функцию «личный кабинет инвалида»), а также ежегодный анализ содержащихся в нем сведений с направлением итогового отчёта в контрольно-надзорные органы;
- поддержка программ общественных организаций инвалидов с целью оказания содействия инвалидам при трудоустройстве;
- ориентирование работодателей в целях эффективного трудоустройства инвалидов (разработка справочника, сформированного на основе региональных практик, реализуемых социально ориентированными некоммерческими организациями);
- механизм поддержки работодателей, создающих дополнительные и временные рабочие места для инвалидов, за счёт штрафов, уплаченных работодателями в случае невыполнения квот по приёму на работу инвалидов, тем самым определяя трудовые права инвалидов.
Однако эксперты выделяют три основные причины высокого уровня незанятости среди инвалидов, а именно:
- социальное предубеждение о более низкой производительности труда инвалидов, приводящее к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;
- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;
- более низкий уровень общего образования и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов в соответствии с требованиями работодателей.
Вот почему для успешной интеграции инвалида в сферу трудовой деятельности необходимо решить проблемы, связанные с высоким уровнем незанятости среди данной категории граждан.
Список использованной литературы:
- Конституция РФ (ст.7).
- Трудовой кодекс РФ (ТК).
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы».
- Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К. Социальная работа с инвалидами. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Питер. 2004. – 120 с.
- Электронные ресурсы. Использован материал с сайта http://www.zarplata.ru/n-id-15639.html ст. Основные проблемы в сфере занятости.
Главный специалист отдела повышения квалификации М.Н. Нестерова
Начальник отдела отдела повышения квалификации Е.В. Ткаченко