Вебинар как активная форма самообразования специалиста
Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам.
Ричард Генри Данн
Тема самообразования является актуальной со времён становления педагогики как науки и продолжает являться таковой в современном мире. Именно специфика любой деятельности обуславливает необходимость постоянного саморазвития.
Самообразование – это постоянный и целенаправленный процесс по обогащению своих теоретических знаний, а также приобретению новых профессиональных умений и навыков, предъявляемых современным обществом к специалистам.
Таким образом, процесс самообразования заключается в постоянном поиске источников информации, к которым относятся: краткосрочные курсы повышения квалификации, методическая, научная, публицистическая и художественная литература, а также журналы и газеты, телевидение, Интернет, семинары, вебинары, конференции и мастер-классы.
Появление сети Интернет обеспечило специалистов новыми уникальными возможностями для постоянного совершенствования и повышения профессионального мастерства. К ним можно отнести дистанционные квалификационные и модульные курсы, онлайн-конференции, семинары и вебинары, конкурсы, сетевые сообщества методических объединений и различные форумы.
Остановимся подробнее на такой форме организации самообразования, как участие в вебинарах. Именно этот способ помогает повышать квалификацию в последнее время чаще остальных.
Термин «webinar» происходит от двух английских слов – «web» (форма функционирования Интернета) и «seminar» (семинар). Таким образом, вебинар – это виртуальный семинар, организованный посредством дистанционных интернет-технологий.
В форме вебинаров могут проходить семинары, конференции, встречи и презентации. Для их проведения и участия понадобится только определённое техническое обеспечение: компьютер, выход в Интернет и колонки, но никакой специальной программы, будь то скайп или что-либо ещё, для участия в вебинаре не требуется.
Алгоритм участия в вебинаре заключается в следующем:
- регистрация в вебинаре по условиям сайта-организатора, чаще всего используют e-mail;
- переход по ссылке, присланной по электронной почте или форме обратной связи, за несколько минут до начала вебинара;
- активное слушание лектора с возможным участием в дискуссии путём чата (переписка в режиме реального времени, так сказать, в «прямом эфире») с коллегами или лектором.
В заключение вебинара, который длится от 30 минут до 2-х часов, есть возможность получить сертификат участника.
При проведении вебинаров лектором могут быть использованы:
презентации; видеосюжеты и аудиоматериалы; демонстрация документов, фотографий; обмен файлами и с ссылками; голосование и опросы.
Вебинары чаще всего проходят интерактивно, ведущий задаёт вопросы участникам, читает их вопросы и комментарии, общается с участниками.
Вебинар как форма самообразования имеет следующие плюсы: простота регистрации; экономия времени и средств;
возможность общаться с ведущими специалистами, учёными и авторами учебников; интерактивность (взаимодействия между докладчиком и слушателями, а также слушателями между собой); обучение в удобное для вас время; возможность посмотреть запись трансляции и презентации лектора.
Но есть у вебинаров и недостатки, хотя и незначительные:
участие возможно только при наличии высокоскоростного подключения к сети Интернет; не исключены технические сбои; отсутствие визуального контакта с собеседниками; не всегда удобное для вас время проведения вебинаров.
В заключение отметим, что необходимость повышения квалификации специалиста – это условие жизни в современном обществе. Мир не стоит на месте, и специалисту приходится не только подстраиваться под современные технологии, но и заставлять их работать во благо своему самообразованию.
Н.В. Титова, ведущий специалист, методист отдела развития социальных технологий