Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Социальное сопровождение как способ комплексного решения социальных проблем

Дата публикации: 01-05-2018

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Данный закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он предусматривает введение ряда новых базовых понятий и внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов, среди них социальное сопровождение.

Понятие «социальное сопровождение» становитсяновым элементом в системе социального обслуживания, суть которого заключается в комплексном оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Социальное сопровождение – особый вид деятельности социальных служб по решению социальных проблем клиента и особый тип взаимоотношений со специалистами социальной сферы.

Социальное сопровождение – это качественно новая услуга, которая позволяет лицам, имеющим инвалидность, и другим категориям лиц, нуждающихся в посторонней помощи, открывать доступ к образованию, участию в трудовой, культурной, спортивной, общественно-политической деятельности.

Социальное сопровождение является комплексным направлением в решении социальных проблем и включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы. При социальном сопровождении решаются следующие задачи:

  1. Адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности.
  2. Реабилитация и выведение клиента из кризисных ситуаций.
  3. Повышение социального статуса клиента.
  4. Нормализация отношений и утверждение себя в социуме.
  5. Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.
  6. Создание условий для самореализации клиента в семье и обществе.

Решение социальных проблем клиента осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.

Важным условием при решении социальных проблем являются принципы социального сопровождения:

  • личностного центрирования сопровождения (личность каждого клиента рассматривается как уникальная в своем социальном становлении, способная самостоятельно сделать свой социальный выбор;
  • социальное сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации);
  • персонификации (выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого клиента);
  • оптимистической стратегии (субъекты сопровождения рассматривают социализацию, адаптацию и интеграцию клиента с учетом позитивного социального опыта);
  • социального побуждения (формирование социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, включение клиента в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума).

Основная задача социального сопровождающего при реализации данных принципов в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального сопровождающего.

Социальный сопровождающий может пользоваться различными методами, чтобы помочь клиенту восстановить независимый образ жизни. Здесь могут быть использованы технологии и медицинской реабилитации, и социальной адаптации, и восстановления деятельности.

В процессе сопровождения формируется социальная компетентность клиентов, что, следовательно, способствует социальному обучению, и, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику.

В социально-психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Таким образом, социальное сопровождение является важнейшим компонентом социальной деятельности, суть которого в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности клиента.

Н.В. Титова, ведущий специалист, методист отдела развития социальных технологий