Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Формирование толерантного отношения к пожилым людям

Дата публикации: 08-04-2025

Старость может быть или покоем, или горем. Старость покойна, когда ее уважают. Старость горестна, когда старика забывают, бросают в одиночестве...

В. Сухомлинский

Истоки пренебрежения к нуждам или личности пожилых, физического или психологического насилия по отношению к ним кроются в равнодушии и нетерпимости общества. К сожалению, в современной школе мало уделяют внимания формированию у молодежи толерантного отношения к пожилым. И, вырастая, погружаясь в собственные заботы, мы можем не замечать, что рядом с нами находится человек, которому остро необходимы наше внимание, забота, а порой и срочная помощь в сохранении здоровья и жизни.

Выявить свой уровень толерантности по отношению к ближнему можно с помощью диагностики принятия других.

Диагностика принятия других (по шкале В.Фейя)

Инструкция: внимательно прочитайте суждения опросника. Если суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то напротив номера суждения отметьте степень согласия с ним, используя предложенную шкалу:

  • 1 — практически всегда;
  • 2 — часто;
  • 3 — иногда;
  • 4 — случайно;
  • 5 — очень редко.

Опросник:

  1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.
  2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком (-а)*.
  3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
  4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам.
  5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.
  6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.
  7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
  8. Люди думают только о себе.
  9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.
  10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
  11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
  12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.
  13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
  14. Мне нравится быть с другими людьми*.
  15. Большинство людей глупы и непоследовательны.
  16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*.
  17. Каждый хочет быть приятным для другого*.
  18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обработка и интерпретация результатов диагностики: подсчитывается сумма баллов. Обратите внимание, что при подсчете необходимо инвертировать баллы по обратным суждениям. В тексте опросника они отмечены звездочкой (*) (вопросы: 2,5,14,16,17). Баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5.

Результаты:

  • 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;
  • 45–60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;
  • 30–45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;
  • 30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.

Если вы выявили у себя низкий показатель принятия других, то не нужно отчаиваться, просто необходимо стремиться к развитию толерантности по отношению к пожилым гражданам. Важно научиться навыкам активного слушания и в разговоре с пожилым человеком придерживаться следующих правил:

  1. Помните, пожилому человеку, может быть, сложно поддерживать беседу более 30 минут.
  2. Используйте приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания.
  3. Постарайтесь «услышать» эмоции говорящего, это позволяет подстроиться под эмоциональное состояние человека, создать атмосферу доверия.
  4. В беседе важно задавать «хорошие» вопросы. В самом начале общения следует избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Паузы и молчание не должны вас «пугать», в начале беседы они могут выражать тревогу, растерянность пожилого человека, во время паузы он может обдумывать свои слова для продолжения рассказа.
  5. Не стоит часто задавать вопрос, начинающийся со слова «почему», т.к. это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова «что».
  6. Используйте вопросы типа: «А что было бы, если ...?», они могут еще более прояснить ситуацию.
  7. Помните, вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. Лучше дать пожилому гражданину возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Томенко С.С. – ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова